Почему мы делимся на сов и жаворонков
- Анна Толстикова
- 6 мар. 2017 г.
- 2 мин. чтения
Специальные исследования показали, что склонность к определенному режиму сна и бодрствования имеет под собой генетические основания, рассказывает кандидат медицинских наук, сомнолог Михаил Полуэктов.

Открытие группы генов, отвечающих за хронотип – то есть за приверженность человека к типу сов или жаворонков, началось еще 30 лет назад и продолжается и по сей день. Обнаружение генов хронотипа – событие достаточно случайное. К нему привело исследование биологических ритмов различных представителей фауны. Два гена, которые получили названия PER и CLOCK, стали первыми обнаруженными генами хронотипа.
При всей революционности открытия, нельзя сказать, что только гены полностью определяют, сова человек или жаворонок. Одна определенная комбинация генов чаще встречается у сов, но реже у жаворонков, и наоборот, другая комбинация более характерна для жаворонков, но менее – для сов. Доля генетики в вопросах приверженности к тому или другому лагерю составляет 54%.
Важную роль играют и сторонние факторы. Например, возраст. Доля возрастного фактора – 3%. В период до 20 лет человек все больше и больше становится совой, а после 20 лет процесс идет вспять, и человек становится все больше жаворонком. Этим объясняются, например, ранние подъемы пожилых людей.
Оставшиеся 43% - социальные факторы. Учеба, работа, распространенный в обществе распорядок дня практически наполовину определяют хронотип человека. Поэтому подстроиться под изменившийся режим возможно, и генетическое объяснение опозданий и низкой трудовой эффективности уже выглядит менее непреклонным.
Есть еще третий тип – голубь. Их приверженность к определенному режиму наиболее гибкая. Голубям не важно, в какое время суток они работают, они могут проявлять активность в любое время.
Для человека, в отличие от животных, генетический фактор не основополагающий для организации распорядка дня. Мы способны сдвигать цикл сна и бодрствования по своему желанию, а фиксация определенного времени засыпания и подъема позволяет нам плавно переходить из группы сов в группу жаворонков. Или наоборот.