top of page

Паническая атака: взгляд изнутри


Паническая атака — непродолжительный, остро и неожиданно возникающий приступ беспредметного и крайне интенсивного страха, не связанного с ситуацией объективной угрозы или какими-то определёнными обстоятельствами, — энциклопедический словарь по психологии и педагогике.

In:science поговорил с людьми, столкнувшимися с паническими атаками и узнал, из-за чего они появляются, как помочь себе в такой ситуации и помогут ли врачи справиться с приступами.

Ощущения в момент панической атаки

Мария Г: ощущается сильный страх, кажется, что потеряешь сознание, происходит прилив адреналина, теряешься в пространстве, не хватает воздуха.

Аркадий: в голове начинают быстро лететь совершенно не самые приятные мысли, мозг как будто начинает пульсировать, и каждое слово — эхом в голове. Я слышу фразы, понимаю слова и много-много раз прокручиваю их в голове. Потом у меня начинается какой-то странный гул — это, как правило, пик панической атаки. Физиологически: мышцы лица сокращаются в произвольном порядке, головокружение, галюцинации, трясутся руки, потеют ладони, но все тело в холоде.

Олег: тахикардия, одышка, тошнит, мутнеет в глазах, слух меняется, слышишь будто под водой или издалека, ощущение нереальности происходящего, искажение цвета, общая дрожь, падает/повышается давление резко. Тебе кажется, что ты умираешь, в прямом смысле. Что вот сдохнешь прямо сейчас.

Катализаторы панических атак. В каких ситуациях они появляются чаще всего

Аркадий: можно выделить нервозные, но не угрожающие жизни ситуации, а также состояние после опасной для жизни ситуации. Как пример, сложная ситуация на дороге. Как правило, я успеваю что-то предпринять, но потом я представляю, что могло произойти, и у меня может начаться приступ. Приходится останавливаться, чтобы успокоиться.

Антон: после долгой депрессии и регулярной бессонницы , после прослушивания не очень хорошей музыки (тяжёлый рок , медленный витч-хаус) и просмотра не очень хороших видеоматериалов (аварии, убийства и прочее).

Татьяна: изначально катализатором может быть тревожное расстройство, депрессия (чаще всего), на фоне которых развиваются параноидальные состояния. А ситуации…

Нахождение в замкнутом пространстве, в большом количестве людей или наоборот в полном одиночестве без связи с людьми

Мария К: если я на тусовке с кучей незнакомого народа в малознакомом/незнакомом месте — это 99% паническая атака, если я долго не спала и у меня стресс — тоже. Вообще, любые скопления людей, если я при этом не работаю, могут вызвать у меня паническую атаку.

Помощь при ПА: как помочь самому себе и что могут сделать окружающие

Мария Г: самое главное — понять что с тобой происходит, многие, как и я, изначально не понимают. Мне казалось, что у меня едет крыша или я чем-то болею. Что касается близких, они вытаскивали меня из дома, заставляли ездить далеко на автобусе, гулять через силу. Меня трясло, было плохо, но это было нужно. Иначе я бы просто закрылась дома и никуда не выходила.

Наталья: у меня ПА была только один раз, причем во сне. Меня разбудили, укрыли одеялом, но это не прекращалось. В итоге меня подняли, попытались успокоить, но ничего не вышло. В конце концов мне просто налили самогон, я выпила, мне стало тепло, и я успокоилась. Но это, конечно, так себе способ

Мария К: если я в компании, выберу наиболее близкого и знакомого с ситуацией человека и обращусь к нему. Если такой есть — то меня нужно посадить, открыть окно, дать воды, пообнимать, говорить что я НЕ УМРУ тоже здорово. Главное — следить, чтоб я дышала,

и не начинать со мной всякие беседы вести, от этого я плачу. Если я одна, то стараюсь быстрее попасть домой, если я не дома. А дальше лежу в кроватке и дышу.

Что говорят врачи

Аркадий: пришел к терапевту, он отправил к невропатологу. В итоге сказали, что просто перенервничал, прописали что-то вроде йодомарина, не пил.

Олег: врачи в этой ситуации вообще не помогают. Психологи так, на время могут.

Невропатологи — совсем ничего хорошего: выписывают нейролептики или барбитураты. Ходишь, слюну чуть ли не пускаешь. Медикаментами не лечится, в общем. А вот приложение на телефон «Антипаника» часто спасает.

Мария Г: В первый день как это случилось я вызывала скорую, ничего путного мне не сказали, лишь посоветовали таблетки от тахикардии. Потом я обратилась к психоневрологу, он назначил мне обследование, связанное с головным мозгом и сосудами, выписал лёгкие успокоительные и отправил домой. Я потратила 8 тысяч, но мне ничего не помогло. Следующий врач посадил меня на сильные транквилизаторы, которые начали немного помогать. Мне посоветовали одного психолога, который помогает бороться с ПА и, главное, имеет право выписывать лекарства. За каждый прием (два раза в неделю) я отдавала 4,5 тысячи. Но это единственный человек, который смог мне помочь и правильно подобрал лечение. До сих пор приходится к ней ходить.

АКТУАЛЬНОЕ

bottom of page